Андрей Александрович Гончаров — Герой Социалистического труда (1987), народный артист СССР (1977). Ему дважды присуждалась Государственная премия СССР (в 1977 году — за спектакль «Венсеремос!» и в 1984 году за спектакли «Молва» и «Леди Макбет Мценского уезда»), а также Государственная премия РСФСР имени Станиславского (в 1972 году за спектакль «Мария») и премия Правительства Москвы (1994). Он награжден орденами Ленина (1987), Трудового Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, 14 медалями.

Андрей Гончаров родился 2 января 1918 года в селе Синицы Рязанской губернии (на территории нынешнего Зарайского р-на Московской области). Первая попытка Гончарова поступить в ГИТИС на режиссерский факультет в 1936 году окончилась неудачей — требовался двухлетний стаж работы в театре. Однако замечательный артист В. Белокуров, заметив Андрея на режиссерских экзаменах и оценив его талант, предложил ему попробовать свои силы на актерском курсе, который тогда набирал Василий Топорков. Поскольку выбора не оставалось, Гончаров сдал экзамен и был принят.

Василий Осипович Топорков ходил репетировать к Станиславскому домой, в Леонтьевский переулок, и после рассказывал студентам все, что говорил ему Константин Сергеевич, показывал этюды, которые они делали. «Один-единственный раз посчастливилось побывать на репетиции самого Константина Сергеевича, — вспоминал Андрей Александрович, — и эта репетиция в Леонтьевском осталась в памяти на всю жизнь». Много позже Гончаров говорил: «Умение работать с человеком, с артистом — самое важное для режиссера, первый урок этому я получил на репетиции Станиславского».

Посчастливилось Гончарову присутствовать и на репетициях Владимира Немировича-Данченко. И опять это был урок, на этот раз стиля музыкальной культуры.

Проучившись год на актерском курсе, Гончаров решил вновь поступить на режиссерский факультет. На этот раз попытка оказалась удачной. Андрей попал в одну из групп, которую возглавил Николай Михайлович Горчаков. Николай Михайлович к тому времени был уже известным режиссером, одним из ближайших помощников Станиславского и Немировича-Данченко и только начинал свою педагогическую деятельность. Таким образом, группа будущих режиссеров стала его первыми учениками и, занимаясь со студентами, он многому учился сам. «Горчаков стремился развивать в нас способность к широте образного мышления, — вспоминал Гончаров. — Он заставлял нас выбирать для работы отрывки из произведений разных жанров и искать способы стилистического изложения материала. Причем призывал нас мыслить масштабно, небуднично, немелко. И по этой причине поощрял выбор трудных отрывков. Все это для режиссера чрезвычайно важно. Если постановщик не владеет мастерством отыскания нужного ключа к пьесе или не умеет пользоваться этим ключом при воплощении, он всю жизнь будет ставить под разными названиями один и тот же спектакль».

Окончание ГИТИСа совпало с началом Великой Отечественной войны. Когда началась Великая Отечественная война, в ГИТИСе был сформирован Коммунистический батальон Красной Пресни. Многие, в том числе Гончаров, пытались в него попасть. Андрей Гончаров рассказывал: «Каждый из нас был убежден, что все это — на две-три недели. А затем наступит победа. Мы пели тогда песню «Уходили комсомольцы на последнюю войну». Мы были убеждены, что она — последняя».

Боевое крещение Гончаров принял под Вязьмой. Через три дня боев от тысячи человек осталось чуть больше ста. Остатки батальона отвели под Ярцево на переформирование. Андрей Гончаров оказался во взводе конной разведки 4-го кавалерийского казачьего корпуса. В его составе он участвовал в битве под Москвой на Истринском и Ельнинском направлениях. В одном из боев получил сразу два ранения, был вынесен товарищами с поля боя и отправлен в госпиталь. После госпиталя из-за тяжелого ранения Гончарова демобилизовали. Узнав о том, что в ГИТИСе образовалась фронтовая бригада, он направился туда и включился в работу входившей в нее группы студентов, принятых в институт, но из-за войны так и не начавших учиться. Возглавлял их будущий народный артист и заслуженный мастер спорта, легендарный телерадиокомментатор Николай Озеров. С концертами выступали на вокзалах, эвакопунктах, в госпиталях, в воинских частях, уходивших на фронт.

В 1942 году Гончарову предложили стать директором и режиссером Первого фронтового театра, образованного при Всероссийском театральном обществе. В состав труппы входили многие не уехавшие в эвакуацию известные артисты, среди которых были и народные, и заслуженные, немало проработавшие на сцене: Н.Рыбников, Н. Белевцева, М. Юдина, Е. Найденова, П. Леонтьев, В. Лебедев, С. Чернышев, А. Карцев, А. Дегтярь и С. Филиппов. Однако это не помешало 23-летнему режиссеру, не имевшему опыта работы в театре, осуществить свои первые постановки: «Рузовский лес» К. Финна, «Женитьба Белугина» и «Правда хорошо, а счастье — лучше!» А. Островского, «Жди меня» К. Симонова, «Укрощение укротителя» Д. Флетчера.

Летом 1942 года коллектив театра выехал в свою первую фронтовую командировку на Северный флот. Весной 1943 года Первый фронтовой театр ВТО представлял свой репертуар в Ленинграде, в Кронштадте, на кораблях и базах Балтийского флота. Последний выезд Гончарова в действующую армию связан со 2-м Белорусским фронтом, где театр выступал в городах Домброво и Белосток. В конце 1944 года Гончаров получил приглашение Горчакова, вернувшегося в Театр Сатиры, стать его помощником. Его первой постановкой стала уже знакомая ему «Женитьба Белугина», работу над которой он начинал сначала под руководством Бориса Добронравова. Однако Борис Георгиевич заболел, и репетировать молодому режиссеру пришлось самостоятельно. Премьера прошла успешно, и Андрей Александрович стал штатным режиссером Театра Сатиры, где поставил еще несколько спектаклей, в том числе спектакли «Вас вызывает Таймыр» А. Галича и К. Исаева в 1948 году и «Женихи» осетинского драматурга А. Токаева в переводе замечательного комедиографа В. Шкваркина в 1951 году.

В это же время Гончарова пригласили на преподавательскую работу сначала на актерский факультет к В. А. Орлову, а потом на режиссерский к Н. М. Горчакову. В ГИТИСе Андрей Александрович работал до последних дней, был профессором, заведующим кафедрой.

Знаменательным событием в жизни Андрея Александровича была совместная работа и многолетнее общение с Андреем Михайловичем Лобановым, которого он всегда считал своим главным и любимым учителем. О работе с ним Гончаров мечтал давно, и вскоре эта мечта осуществилась. В 1947 году художественный руководитель Театра имени Ермоловой Андрей Лобанов пригласил его в свой театр сначала на постановку, а в 1949 году зачислил и в штат. Первым спектаклем Гончарова в Ермоловском стала пьеса Тирсо де Молины «Благочестивая Марта» в 1949 году. Затем Гончаров поставил еще один спектакль — пьесу А. Арбузова «Европейская хроника» в 1953 году, но после увольнения из театра А. М. Лобанова, в знак протеста покинул театр и он.

Позже он ставил спектакли на сцене Малого театра. На сцене одного из главных театров страны им были поставлены такие спектакли как «Опасный спутник» А. Салынского (1954) и «Когда горит сердце» В. Кина (1957), а также «Дети Ванюшина» по пьесе С. Найденова в Словенском национальном театре драмы в Любляне (1974).

Андрей Гончаров был главным режиссером Театра на Малой Бронной (1958–1966), но бОльшая часть его жизни, конечно, прошла в стенах родного Театра Маяковского, куда он пришел в 1967 главным режиссером, с 1987 став художественным руководителем этого театра.

Андрей Гончаров возглавлял Театр Маяковского с 1967 по 2001 год — эти 34 года можно назвать целой эпохой не только в судьбе конкретной сцены, но в истории русского театра второй половины ХХ века.

Гончаров сумел не только значительно обновить и расширить репертуар театра, но и по-новому раскрыть творческий потенциал актеров старой, охлопковской школы. Он пригласил многих молодых актеров, привлек к сотрудничеству талантливых драматургов, режиссеров, художников. В театре сложился замечательный актерский коллектив: Г. Анисимова, Е. Байковский, Э. Виторган, Н. Волков, Н. Гундарева, Т. Карпова, И. Кашинцев, И. Костолевский, А. Лазарев, А. Лобоцкий, С. Немоляева, И. Охлупин, О. Прокофьева, Е. Симонова, Н. Тер-Осипьян, А. Фатюшин, М. Филиппов, О. Яковлева.

«Трамвай "Желание"» Т. Уильямса, «Человек из Ламанчи» Д. Вассермана, «Бег» М. Булгакова, «Закат» И. Бабеля, «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова, «Банкрот» и «Жертва века» А. Н. Островского — без этих спектаклей невозможно представить себе не только театральную жизнь Москвы нескольких десятилетий, но и историю мирового театрального искусства XX века.

В постановках Гончарова в полную силу всегда проявились его характерные творческие черты — яркая, энергичная режиссура. Он поставил спектакли, ставшие замечательным явлением театральной жизни: «Два товарища» В. Войновича (1968), «Дети Ванюшина» С. Найденова (1969), «Конец книги шестой» Е. Брошкевича (1969), «Мария» А. Салынского (1970), «Трамвай "Желание"» Т. Уильямса (1970), «Банкрот, или Свои люди — сочтемся» (1974), «Венсеремос!» Г. Боровика (1976), «Леди Макбет Мценского уезда» Н. Лескова (1979), «Молва» А. Салынского (1982). При всей несхожести, эти спектакли отличала масштабность замысла, острая современная мысль, публицистический темперамент, высокая постановочная культура. Главное и наиболее характерное для режиссуры Гончарова — обостренное внимание к духовному началу в человеке, стремление раскрыть характер через действие, поступок.

Сверхзадачу возглавляемого театра Гончаров формулировал как желание говорить со зрительным залом о том, что его глубоко волнует сейчас, сегодня, и говорить так, чтобы вселить веру в высокое призвание человека.

Помимо упомянутых, в Московском театре имени Вл. Маяковского А. А. Гончаров осуществил следующие постановки: «Три минуты Мартина Гроу» Г. Боровика (1971), «Человек из Ламанчи» Ф. Вассермана и Д. Дэриона (1972), «Дума о Британке» Ю. Яновского (1972), «Характеры» В. Шукшина (1973), «Неопубликованный репортаж» Р. Ибрагимбекова (1974), «Беседы с Сократом» Э. Радзинского (1975), «Старомодная комедия» А. Арбузова (1975), «Проводы» И. Дворецкого (1975), «Долгожданный» А. Салынского (1976), «Да здравствует королева, виват!» Р. Болта (1977), «КПД одержимости!» Я. Волчека (1977), «Возвращение неизвестных» («Борцы») С. Караса (1979), «Аморальная история» Э. Брагинского и Э. Рязанова (1980), «Жизнь Клима Самгина» М. Горького (1981), «Колокола Хатыни» В. Быкова (1981), «Диалоги» А. Володина (1981), «Кошка на раскаленной крыше» Т. Уильямса (1981), «Агент 00» Г. Боровика (1984), «Островитянин» А. Яковлева (1984), «Театр времен Нерона и Сенеки» Э. Радзинского (1985), «Завтра была война» Б. Васильева (1986), «Закат» И. Бабеля (1988), «Наливные яблоки, или Правда хорошо...» А. Островского (1989), «Виктория» Т. Реттигана (1991), «Горбун» С. Мрожека (1991), «Жертва века» А. Островского (1994), «Театральный романс» («Кукушкины дети») А. Толстого (1995).

Андрей Гончаров был мастером невероятного масштаба. Долгие годы возглавляя кафедру режиссуры в ГИТИСе, привлек туда все лучшие практические силы, потому что был убежден: научить профессии могут только те, кто сами в ней значат много. Андрей Александрович преподавал в ГИТИСе более 50 лет, более 40 лет руководил своей мастерской, становился деканом режиссерского факультета и заведующим кафедрой режиссуры.

За годы преподавательской деятельности в ГИТИСе он подготовил сотни режиссеров и актеров, работающих едва ли не во всех театрах страны, а также в Литве, Казахстане, Туркмении, Польше, Китае, на Кубе... Андрей Гончаров воспитал рекордное количество учеников, которые впоследствии сами стали вершинами не только российской, но и мировой сцены.

Среди учеников Гончарова разных поколений, ставших в дальнейшем известными театральными режиссерами и руководителями театров — Петр Фоменко, Эймунтас Някрошюс, Евгений Каменькович, Андрей Борисов, Татьяна Ахрамкова, Сергей Голомазов, Константин Богомолов, Владимир Андреев, Николай Сличенко, Феликс Берман, Азербайджан Мамбетов, Владимир Пахомов, Сергей Яшин, Вера Ефремова, Александр Славутский, Вадим Борисович Григорьев — первый главный режиссёр Карагандинского театра музыкальной комедии и многие другие.

Его перу принадлежат книги «В поисках выразительности» и «Режиссерские тетради», а в 1997 году в издательстве «Искусство» увидела свет двухтомная книга «Мои театральные пристрастия», в которой Андрей Александрович на собственном опыте прослеживал закономерности творческого процесса и подводил итог своей многолетней творческой деятельности.

Андрей Александрович Гончаров скончался 7 сентября 2001 года после тяжелой и продолжительной болезни.

В 2018 году исполняется 100 лет со дня рождения Андрея Гончарова — по истине легендарного режиссера и педагога. Сложно переоценить тот вклад, который Гончаров внес в историю русского театра, в сохранение и развитие традиций русской театральной школы. Именно с именем этого выдающегося режиссера связан и расцвет Московского академического театра им. Вл.Маяковского, а также становление режиссерского факультета ГИТИСа и воспитание целой плеяды актеров и режиссеров, составивших свет российского театра.

Made on
Tilda